Обеспечение антитеррористической безопасности в школе
Несколько десятков лет назад слово «терроризм» казалось далеким и не имеющим никакого отношения к обычным людям, тем более к детям. Сегодня это слово прочно вошло в лексикон, а террористическая угроза стала повседневной реальностью. Перед государством встала неотложная задача – обеспечить защиту подрастающего поколения от этой страшной опасности.
Формула безопасности:
-
предвидеть опасность;
-
избегать ее по возможности;
- при необходимости действовать четко и решительно.
Антитеррористическая безопасность в лицее обеспечивается с помощью комплекса мероприятий, проводимых совместно с администрацией, муниципальными властями, правоохранительными структурами:
- Осуществление охраны школы совместно с силами вневедомственной охраны или частных охранных предприятий, в чьи функции входит: обеспечение безопасности школы и всей территории, а также предотвращение опасных ситуаций; установление пропускного режима и запрет на свободный пропуск посторонних людей; защита персонала и детей от любых насильственных действий на охраняемой территории.
- Укрепление объекта в инженерно-техническом отношении: установление надежных решеток на окна; замена дверей на металлические с запорами.
- Оборудование объекта технической защитой: системой охранной сигнализации; кнопкой тревожного вызова; камерами видеонаблюдения; системами контроля за радиационным, химическим состоянием окружающей среды.
- Подготовка паспорта антитеррористической защищенности.
- Организация противопожарной и электробезопасности.
- Обучение мероприятиям по гражданской обороне: формирование у педагогического коллектива и учащихся культуры безопасности; контроль всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность в лицее; улучшение материально-технической базы в плане охраны лицея.
Документ по антитеррористической защищенности
Все объекты массового посещения людей обязаны разработать Паспорт антитеррористической защищенности. В их число входят и школы. В этом документе отражены сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в лицее. Необходимость введения Паспортов антитеррора объясняется их предназначением и целями. Разработка этого документа необходима для того, чтобы можно было оценить данный объект в плане недопущения террористических актов или минимизации их последствий для здоровья и жизни людей, находящихся на территории объекта. В Паспорте представлены возможные сценарии развития кризисных событий, указаны слабые места в смысле защищенности объекта и варианты их защиты и выхода из кризисной ситуации.
Функции руководителя
Директор лицея является ответственным за антитеррористическую безопасность в школе. Его главные функции - это организация совместных мероприятий с правоохранительными органами и контроль за действиями по обеспечению безопасности на всей территории учебного заведения.
Деятельность комиссии
Постоянно действующим органом, управляющим деятельностью по осуществлению безопасности учебного заведения, является антитеррористическая комиссия. В ее состав включаются заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХР, уполномоченный по делам ГО и ЧС. Основанием для создания комиссии служит приказ об обеспечении антитеррористической безопасности в лицее. Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми, остальные при этом опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности, ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства.
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства
- регулярная проверка складских помещений
- систематическая проверка помещений
- обход работниками охраны здания школы для проверки целостности окон, решеток, дверей
- инструктаж по антитеррористической безопасности в лицее
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в лицей посторонних людей;
-
стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией лицея – визуального или с помощью технических средств
Действия при появлении посторонних предметов:
Инструкции по антитеррористической безопасности в лицее предполагают следующие действия, которые должны предпринять администрация лицея при появлении незнакомых предметов:
- зафиксировать время обнаружения и известить директора лицея;
- эвакуировать всех людей, находящихся в данный момент в здании и на территории лицея;
- срочно известить все службы и органы правопорядка и обеспечить контроль за их беспрепятственным подъездом к месту нахождения предмета;
- всех прибывших на место происшествия лиц пропускать после тщательной проверки и с разрешения директора.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:
-
трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
-
брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
-
нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:
-
попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
-
если это возможно, записать номер звонившего; во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
-
запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
-
записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем только директору лицея или его заместителю;
-
не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в лицее, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся лицея;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство учителей на этажах, в актовом зале, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре лицея. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Для обеспечения эффективной защиты лицея от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования, правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в лицее может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует.
Терроризм – опасное явление в современной жизни, которое затрагивает все слои общества. Знание правил поведения при угрозе теракта позволит защитить себя и окружающих от его последствий.